Оставьте ваш номер телефона и мы перезвоним вам в течении 5 минут

Троицкий мост в Санкт-Петербурге: история и разводка

Фотография Троицкого моста днём — с арками, гранитными опорами, обелисками и видом на Неву.
Троицкий мост — один из самых известных разводных мостов Петербурга, соединяющий Петроградскую сторону с Марсовым полем. Это не просто транспортная переправа, но и знаковое инженерное сооружение, выполненное в лучших традициях европейской школы мостостроения. Мост открывает живописный вид на Стрелку Васильевского острова, Летний сад, а его ночная разводка стала настоящим туристическим аттракционом.

История Троицкого моста

Первая переправа на этом месте появилась в 1803 году. Это был плашкоутный или наплавной мост, использовавшийся в летнее время. Позднее переправа несколько раз реконструировалась, пока в конце XIX века по инициативе императора Николая II не был объявлен международный конкурс на проектирование нового моста.

Лучшим был признан проект французской компании "Батиньоль", предложившей прогрессивную технологию. Заложен мост Александра был 12 августа 1897 года в присутствии президента Франции, а 16 мая 1903 года он был торжественно открыт и получил имя Троицкий — в честь Троицкой площади, куда он вёл со стороны Марсова поля.

В советское время мост некоторое время называли Кировским, в честь революционера Кирова, однако историческое название позже вернули.
Иллюстрация моста с подписями: «Марсово поле», «Нева», «Васильевский остров» + краткие исторические факты.

Разводка Троицкого моста

Троицкий мост — типичный разводной мост через Неву, оборудованный сложным механизмом. Изначально разводка производилась с помощью электромеханического устройства, включающего симметричную поворотную систему с дополнительной опорой в русле реки. В более поздний период разводной пролет заменили на однокрылый, чтобы упростить систему подъёма.

Сегодня действие огромных электромоторов разводного механизма обеспечивает плавный подъём пролётного крыла в горизонтальной плоскости, открывая проход для судов. Мост разводят дважды за ночь в тёплый сезон, и этот процесс собирает толпы зрителей на набережной.

Время разводки Троицкого моста

Разводка проводится, как правило:

  • Первый развод — около 01:20 ночи;
  • Второй — примерно в 03:35.

Точное расписание публикуется в сезон на городских информационных порталах. В это время строения в период разводки освещаются, движение приостанавливается, а судоходные каналы освобождаются для прохода флота.
Разводка Троицкого моста ночью.

Троицкий мост и его значение для Санкт-Петербурга

Троицкий мост соединяет Марсово поле и Петроградскую сторону, становясь важной осью движения для жителей и туристов. Через него удобно попасть к Летнему саду, Петропавловской крепости и на Каменноостровский проспект.

Мост назвали символом дружбы Франции и России, так как его строительство сопровождалось активным участием двух стран. Важную роль он сыграл в развитии инфраструктуры и городской эстетики.

Архитектура и дизайн Троицкого моста

Архитектурно Троицкий мост — это шедевр инженерной мысли. Он представляет собой бесшарнирные каменные своды, объединённые неподвижной осью вращения и жёстко сцеплёнными конструкциями. Основные материалы — гранит, чугун, сталь.

Декор моста богат и утончён: узоры решётки меняют наклон по мере движения, создавая визуальный ритм. Перила отлиты из чугунного литья с изображением двуглавых орлов, корон, щитов. На гранитных постаментах установлены обелиски с двуглавыми орлами, а пьедесталы колонн выполнены из розового гранита.

На мосту расположены 16 больших канделябров и 24 малых, каждый с одним плафоном. Всё освещение выполнено в классическом стиле, подчёркивающем торжественность архитектуры.

Троицкий мост в культуре и искусстве

С момента открытия Троицкий мост стал вдохновением для художников, фотографов и кинематографистов. Он неоднократно появлялся в фильмах о Петербурге, запечатлён на многочисленных открытках и гравюрах. Вблизи установлены памятники, в том числе обелиск, напоминающий об эпохе его постройки.

Рядом с мостом находится улица Чкалова, названная в честь лётчика Валерия Чкалова — это ещё одно культурное напоминание о значении района.

Выполнен ремонт и модернизация

За более чем столетнюю историю выполнен ремонт моста несколько раз. Особо масштабные работы проводились:

  • в 1965–1967 годах,
  • 4 октября 1991 года,
  • и 16 ноября 2002 года.

Ремонт касался как механики разводного пролета, так и архитектурного декора — обновлялись перильные ограждения, усиливались пролёты, реставрировались обелиски и декоративные элементы.

Заключение

Троицкий мост — это больше, чем переправа. Это историческое, культурное и архитектурное наследие Петербурга. Он объединяет технологии и эстетику, историю и современность, функциональность и красоту.

Он был, есть и остаётся мостом равенства, связывающим времена, берега и поколения.